«Оскар»-2019: Цвет и музыка

25 февраля 2019, 09:23
Версия для печати Версия для печати

В Лос-Анджелесе вручили статуэтки «Оскара». Лейтмотивами церемонии стали гражданский пафос, борьба с ненавистью — и много-много музыки.

Интрига в 2019 году была нешуточная: с уверенностью назвать победителя нельзя было ни в одной из номинаций. Каждая требовала от американской Киноакадемии не просто выбора лучших, а тонкой дипломатии.

Лучшим фильмом стала «Зеленая книга». Её же признали лучшим сценарием и за работу в ней же наградили Махершалу Али как исполнителя роли второго плана (хотя вообще-то его герой в ленте — один из главных). Али играет темнокожего музыканта Дона Ширли, который вместе с итало-американским вышибалой совершает гастрольное турне по США шестидесятых. Причем по самым расистским из штатов.

В общем, у академиков не было выбора — за главную из статуэток сражались три фильма о расовых проблемах и ксенофобии: комикс «Черная пантера», «Черный клановец» и «Книга». В некотором смысле о том же самом четвертый тяжеловес, «Рома». Но «Рома» и так светилась, как медный пятак, в каждой номинации. Награждать «Пантеру» было опасно: уже включать в шорт-лист комикс от Marvel казалось смелым жестом, всё-таки супергеройское кино живет в прокате, а не в мире премий. «Клановец» слишком пестрый — даже для нынешней академии вручать ему статуэтку было бы смело.



Фото: кадр из фильма "Зелёная книга"

Мексиканская «Рома», которая однозначно считалась фаворитом нынешнего «Оскара», получила статуэтку за лучший фильм на иностранном языке. Ее автор Альфонсо Куарон еще дважды поднялся на сцену — чтобы получить награды как лучший оператор и как лучший режиссер. Фильм — его первая почти за двадцать лет работа в родной стране. Не только возвращение к ее фактуре, но и новаторский опыт: с суровым черно-белым изображением, меланхоличным созерцанием жизни главных героев. Куарон не зря вспомнил в одной из своих речей итальянских и французских авторов пятидесятых: лента правда очень похожа на европейское кино «золотого века». Тем более это неожиданно для автора, добившегося успеха в Голливуде, снявшего самого удачного «Гарри Поттера» («Узника Азкабана») и ранее получившего «Оскара» за космическую «Гравитацию». Наконец, «Рома» тоже развивает проблему расовой дискриминации, пусть по-своему и опосредованно. Настолько выдающийся фильм, снятый в стране, от которой официальные власти буквально собираются отгородиться, сам по себе говорит о мигрантах как источнике не только беспокойств, но и таланта, энергии, нового языка и новых тем.

Помимо того, что тема ксенофобии была заявлена в фильмах, ее еще и озвучивали со сцены. Во-первых, поднявшийся получать приз за лучшую мужскую роль Рами Малек, исполнитель роли Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии». Он произнес эмоциональную речь, напомнив, что его персонаж был геем и мигрантом и выразил надежду, что подобные фронтмену Queen (и самому актеру, родители которого эмигрировали из Египта) таланты смогут реализовываться и дальше.

Еще эмоциональнее высказался режиссёр «Чёрного клановца» Спайк Ли. Он вообще, пожалуй, стал героем церемонии — даже если бы на сцену не поднялся, всё равно бы запомнился истошно-фиолетовым нарядом и сияющими на пальцах перстнями, из которых складывались слова hate и love. Ли говорил о ненависти, о том, что победа над ней не бывает окончательной. А под конец сорвал аплодисменты — напомнил, что в 2020 году предстоят президентские выборы, и американцам предстоит сделать правильный выбор между любовью и нетерпимостью.

Другая запоминающаяся речь прозвучала из уст Оливии Колман — на «Оскаре», пожалуй, давно не было настолько искреннего, удивленного и трогательного победителя. Британская актриса получила статуэтку за роль в «Фаворитке» — и рассыпалась в комплиментах своим соперницам, слала приветы родным. В общем, вела себя, как и подобает большой актрисе, которая уже и отчаялась получить хоть какое-то признание — и вот оно внезапно пришло.

Еще одним лейтмотивом церемонии была музыка. Она заняла целый внушительный блок раздачи «Оскаров»: традиционно не слишком интересные музыкальные номинации на сей раз были не менее интригующими, чем прочие. Там развернулась битва между «Богемской рапсодией» и «Звезда родилась», то есть между Леди Гагой и группой Queen. Ясно, битва титанов. В которой убедительную победу одержала молодость — Гагу наградили за лучшую оригинальную песню, а участники легендарной рок-группы так ничего и не получили. А «Оскар» за лучший саунтрек всё-таки унесли создатели «Чёрной пантеры», и это вновь — не только о музыке, но и о борьбе против расизма.

Вроде как испортить церемонию должен был конфуз с ведущим — его впервые за тридцать лет не было. Развлекать зрителей собирался комик Кевин Харт, но актёру припомнили старые гомофобные твиты, и он взял самоотвод. Потеря была не такой ужасной: вручанты просто сменяли друг друга на сцене. Без тамады скучно не было, без заказывания пиццы и гэгов с приводом в зал китайских туристов никто не уснул.

Церемония получилась яркой, бойкой, динамичной. Гражданский пафос не звучал ложным — и Ли, и Малек, и Куарон с Колман, и создатели «Книги» были, в первую очередь, эмоциональными, а потом уже пламенными трибунами. А главное — Академия в очередной раз продемонстрировала, с одной стороны, готовность воспринимать и оценивать новое. С другой — выходить из ситуаций, которые кажутся слишком запутанными, делать выбор тогда, когда он кажется почти невозможным.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Читайте также:

От Тарантино до Пелевина: дюжина самых ожидаемых фильмов-2019

 

Львы, вороны, единороги — какими были старинные русские изразцы Северо-Запада?

Изразцы с павлинами, синими златоухими оленями, могучими крепостями и непослушными собачками — каких только расписных глиняных плиток не производили в старину на территории нынешнего Северо-Запада! Если разглядывать их, читая наивные и забавные подписи, можно собрать собственное шуточное «Страдающее Средневековье», с поправкой на исторический период: речь в основном о XVII–XVIII веках.

Статьи

>